ФЭНДОМ

Хаама (самоназв. xaama) — один из близкородственных диаллектов хаамитской языковой группы планеты Урз из мира Юсс. Имеет статус государственного в Империи Хаама. Вместе с языком хем и рядом периферийных диаллектов образует группу хаамитских языков, имеющих высокую взаимопонимаемость, и потому часто считающихся диаллектами одного общего хаамитского языка.

ФонетикаПравить

ГласныеПравить

В нормализованном хаама существуют следующие гласные, разбитые по парам аллофонов, из которых первый появляется только после твёрдых согласных, второй — после мягких.

  • ɨ - i; ʊ - y; o - ø; ɜ - ɛ;

а так же имеющие один аллофон для обеих позиций:

  • a - a; ɒ - ɒ

СогласныеПравить

Набор согласных нормализованного хаама Империи следующий:

ГубныеКорональныеПостальвеолярные*Ретрофлексные*ПалатальныеВелярныеУвулярные
Носовые m n - - ɲ - -
Взрывные p b t d - - - k g -
Щелевые ɸ β s z ʃ ʒ ʂ ʐ - x ɣ χ** ʁ**
Аппроксиманты - - - - j - -
Дрожащие - r - - - - -
Латеральные - l - - ʎ - -
Аффрикаты - tʃ dʒ - - - - -
- ts dz - - - - -
Коартикулянты - ɕʷ * - - ɥ -

*Ряд постальвеолярных и ретрофлесных дополняют друг-друга по признаку мягкости-твёрдости, тогда как все остальные согласные, кроме аффрикат, коартикулянтов и палатальных имеют для этого палатализованные пары.

**Звук [ɕʷ] является позиционным вариантом фонемы [ʂ], и появляется только перед полугласным [ɥ] или гласным [y]. Увулярные звуки являются вариантами соответствующих велярных, выбор того или иного произношения колеблется в зависимости от местных особенностей, окружающих звуков, иногда даже социального статуса собеседника.

ПисьменностьПравить

Язык имел оригинальную письменность, но в связи с появлением году так в 1820м печатающей машинки "Веллингтон" с романским шрифтом, был спешно переведён на романскую графику, чьи различия с земной латинской принципиальными не считаются. В настоящее время принят следующий алфавит.

A а [a]
B ba [b]
C ce [s]
Ĉ ĉë []
D de [d]; [ð] в конце слов
E ë
F [f]
G [g]
Ĝ
H ha [ɣ]
I ii [i]
J jah [j]
K ka [k]
L [l]
ël̦e [ʎ]
M [m]
N en [n]
en̦e
O o [o:], [o]
P pe [p]
Q vinn [ɥ]
R [r]
S sa [ʂ]
Ŝ ŝi
T ta
U u
V [v]
X [x]
Y y [ɨ]
Z [z]
Ž že [ʐ]
Å å cirkum

ГрамматикаПравить

СуществительноеПравить

Имя существительное, как и прилагательное имеет в хаама два рода: мужской и женской.

Как правило род определяется словарно, но можно отметить, что большинство существительных на -a и на -et относятся к женскому роду, тогда как подавляющее большинство существительных, оканчивающихся на согласную и -o — к мужскому.

Суффикс -et в частности служит для образования имён женского рода от имён мужского.

Словоизменение существительного представлено четырьмя числами, четырьмя падежами и набором слитных послелогов.

Артикль Править

Роль, близкую определённому артиклю выполняют указательные местоимения ton - тот/этот, ta - та/эта, te - эти/те, и конечно tende - те двое/две, terre - те трое/три.

Местоимения Править

Личные местоимения Править

Система личных местоимений хаама представлена каркасом социально-нейтральных по семантике и стилистике местоимений, образующих традиционные шесть групп по лицам и числам. Помимо них, так же, с разной степенью частотности употребляется большое число местоименных форм, привязанных к социальным отношениям, обобщающих лица и-или числа, несущих дополнительную стилистику либо семантику.

Основные местоимения суть:

sg pl
1-е hana nehne
2-е m ata tehte
f ati(nna)
3-е m xan der
f xinna

ПрилагательноеПравить

Прилагательные изменяются по родам и числам, при этом формы двойственного и тройственного чисел для прилагательных совпали в форму множественного.

ГлаголПравить

Глагол имеет три наклонения, различающихся суффиксами; два вида, приблизительно соответствующих прошедшему и настоящему времени. Изменяется по лицам и числам с помощью личных окончаний.