ФЭНДОМ

Новая-3 (верх. НОВЫЙ & ТРИ) или Ноучи (нижн. нов три /nou¹ 'ʈɪ¹/; совьи Новий Стрий /'nowə 'strɪ/) — планета земного типа. Уклад близок к феодализму. Всё общество разделено на две группы: нижнеры (нижн. нижнер юдин [nɪʒ² neɐ¹ ju² dɪɴ¹], верх. НИЗ → ЧЕЛОВЕК, совьи інженер или інженер людина) и верхних (верх. ВЕРХ → ЧЕЛОВЕК, нижн. гор юдин [oɐ¹ ju² dɪɴ¹], совьи згори людина).

Общество близко к феодализму, однако существует достаточно большое количество техники, сохранившейся на материнском корабле при заселении планеты. Хотя технология создания устройств была утрачена, многие из них способны производить более простые устройста и частично саморемонтироваться.

Излучение звезды вызывает глухоту. Поэтому верхние люди, занимающиеся земледелием, поголовно глухи. Нижнеры же проводят большую часть жизни в поселениях в пещерах, экранирующих излучение, чтобы сохранить возможность говорить и слышать.

Возможность использования голосовой язык имеет огромные преимущества: первые поселенцы с целью сохранить родной язык «намертво» прошили устройста таким образом, чтобы они понимали исключительно его. Они не предусмотрели возможность использования жестового языка, поэтому только нижнеры могут управлять компьютерами.

Языки Править

На Ноучи используются три языка. Самым распространённым является жестовый язык, называемый верхним (верх. ВЕРХ → ЯЗЫК, нижн. гор мов [oɐ¹ mou¹], совьи згори мова), который знает практически всё население планеты.

Образование нижнеров в обязательном порядке включает в себя изучение классического языка совьи. Сохранение совьи во многом обусловлено тем, что большая часть оставшейся техники принимает указания исключительно на нём.

Верхний язык Править

Верхний язык — это жестовый язык, возникший на Ноучи большей частью стихийно.

При записи слов верхнего языка мы используем следующую нотацию:

  • два слова подряд обозначают последовательное произнесение (Я ЗНАЮ ЭТО ТЫ КТО 'я не знаю, кто ты': сначала Я, потом ЗНАЮ, потом ЭТО, потом ТЫ, потом КТО),
  • знак & обозначает, что два слова произносятся одновременно (НОВЫЙ & ТРИ),
  • знак → обозначает, что второе слово произносится после первого другой рукой, при этом первое слово не отпускается (НИЗ → ЯЗЫК).

Дактиль как таковой отсутствует. Хотя есть условные системы передачи букв совьи (например, слово «абетка» можно передать знаками АБСОЛЮТНЫЙ БЕЛЫЙ ЭНЕРГИЯ ТИП СТРАНА АБСОЛЮТНЫЙ), универсальной нет.

Порядок слов — SOV, прилагательные располагаются перед существительными.

Наиболее часто используемая письменность полуиероглифическая.

Нижний язык Править

Нижний язык — звуковой язык. Восходит к украинскому, но типологически является аналитическим языком. Порядок слов — SOV.

В нижнем языке три тона. В большинстве случаев первый тон восходит к ударным слогам, второй — к предударным, третий — к остальным.

Совьи Править

Совьи (нижн. сов’ї мов [sou³ jɪ¹ mou¹]; верх. МАШИНА → ЯЗЫК или СТРАНА → ЯЗЫК, совь. українська мова, реже солов’їна мова) — вариант украинского языка, используемый на Ноучи. Его сохранение во многом обусловлено тем, что вся оставшаяся компьютерная техника принимает указания только на нём. Многие нижнёры недостаточно хорошо понимают совьи.

У совьи есть два варианта: приказной и литературный совьи. Приказной совьи — язык, на котором отдаются приказы компьютерам. По сути, он очень похож на современный украинский с упрощённой грамматикой: например, вместо сложноподчинённых предложений используются сложносочинённые (ср. укр. «я бачив людину, що вона читала книжку»; прик. совьи «я бачив людину, вона читала книжку»).

Литературный совьи в достаточной мере отличается от литературного украинского, в первую очередь под влиянием нижнего языка. Изменений притерпели порядок слов и способы построения сложных предложений (ср. укр. «я бачив людину, що вона читала книжку»; лит. совьи «я бачив, що си дивила книжку вона, людину»), семантика (си дивити /sɪ dɪvɪtə/ 'читать', пан /paɴ/ 'ты, Вы', міська рада /miskə'radə/ 'помещик', посадка /pə'satkə/ 'авария, проблема') и фонетика. Однако, несмотря на это, совьи всё же значительно ближе к украинскому, чем нижний язык.