ФЭНДОМ

Керт (Kert) — государственный язык Кирикийской империи.

История Править

Изначально элиту новой империи составили жители городов, построенных поселенцами с Земли. Городские кирикийцы очень быстро перешли на языки людей, в основном английский — уже во втором поколении горожане переходили на английский.

Поэтому на момент обретения независимости владение родным языком среди кирикийцев-горожан (предводителей освободительного движения) было близко к нулю. Тем не менее, язык стал важным элементом национализма, поэтому кирикийская элита заговорила на креольском языке, перегруженном заимствованиями. Этот язык, на котором говорил и первый император кирикийцев Карл I, который сам происходил из семьи, говорившей только по-английски. При нем языком делопроизводства был английский, а большинство чиновников новой империи не владело кирикийскими диалектами. На государственном, кирикийском, документы составлялись, но только для галочки.

Тем не менее, независимость привела к тому, что миллионы провинциальных кирикийцев получили доступ в образование, науку, политику. Очень скоро общественное давление заставило правительство обратить пристально внимание на язык делопроизводства.

В это время правительство все еще говорило на креольском языке, который назывался Империал.

Несмотря на противодействие старой элиты востока империи (где и говорили на креольском языке), новая, кертоязычная, элита смогла оказать влияние на создание Языкового совета, в котором большинство составили «нативные» кирикофоны. Они провели реформу Империала, положив в его основу говоры центральной Кирикии: в литературной норме появились дифтонги, долгие гласные и согласные (они стали играть, как в большинстве говоров, кроме восточных, смыслоразличительную роль), новые звуки (заднеязычная а перед сонорными), ударение стало свободным, был введен артикль, появился генитив, который сохранился почти во всех говорах.

Этот обновленный Империал был назван Новым Империалом и стал официальным языком делопроизводства империи.

Само слово «Керт» — пришло через анихавский язык. Завоевав Кирикию примерно в XV веке, они переозвучили «Кейрикт» до «керт». Кирикийцы даже после свержения колониального гнета Анихава продолжили по традиции именовать так страну.

Диалекты Править

Литературная норма кирикийского языка, Imperial, регулируется Кирикийским языковым советом (Kirik langekonselen). Нормы империала представляют собой «смягченный», компромиссный вариант западно-кириккурдьязских и восточно-кристианийских говоров.

Существует три основных диалекта керта: кристианийский, кириккурдьязский и балентский. Каждый из этих трех диалектов имеет письменную норму, регулирующий орган (неправительственный), и возникли они в разное время при нижеописанных обстоятельствах.

Диалекты в свою очередь делятся на «говоры» — таге (tage), на которых, собственно, и говорит население в провинциях. Использование таге в речи считается признаком необразованности говорящего либо низкого происхождения.

Диалекты не являются родными для большинства своих носителей, первым языком ребенка становится именно таге, затем он осваивает либо один из диалектов, либо учит сразу Империал.

Текст на разных формах керта:

  • «Люди шли по улице, где шел дождь.»
  • Империал: Emmer kveudt a striden, kveun xoavedt.
  • Кириккурдьяза: El Eml vevd a de strid, vevn xovd.
  • Кристиания: Emmar kveudt a strydan, kveun xoavedt.
  • Балент: Ãember gveud a strid, gvevd xovd.

География диалектов:

  • Восточная часть — Кириккурдьязе.
  • западная — Кристиания.
  • между ними тонкой полосой — Балент.
  • Севернее всех — Северное генерал-губернаторство, единственный регион, где население говорит только на Империале — этот регион заселяли уже после объединения империи.

Кристианийский диалект Править

Кристианийский (короткое самоназвание — кристе) — возник в первые годы империи, когда жители новых присоединяемых западных территорий пришли в ужас от языка, на котором говорила имперская администрация. Тогда эти территории не имели общего названия, это были просто территории на западе империи. Но было ясно, что было два крупных региона Кирикии: восток, говоривший в основном по-английски (при не более чем десятипроцентной доле земного населения) и запад, где земных колоний было на порядок меньше, а кирикийское население не забыло свой язык. И именно из-за этого возникло некоторое противостояние запада и востока империи, жители запада наотрез отказались учить страшный, на их взгляд, язык. Запад объединился вокруг города Кристианстада (названного в честь второго императора, тогда еще принца), и весь регион стал именоваться Кристианией. Местная интеллигенция издала, при поддержке всё того же принца Кристиана, проект кристианийского керта. Позже, уже при Кристиане Первом, проведена реформа Империала, нормы которого были наконец приведены в соответствие с средними диалектами. Но между Империалом и Кристе остались различия, достаточные для того, чтобы они существовали отдельно.

Кристе — язык победившего лингвопуризма, Академия Кристиана Первого регулярно вводит новые слова, заменяя иноязычные заимствования. Это контрастирует с Империалом, терпимым к англицизмам.

Академия Кристиана Первого (Akademie Kristians Iyo) — регулирующий орган нормы диалекта. Академия не зависит от правительства, финансирование осуществляется из специального фонда. В числе финансирующих его деятельность как правило члены императорского дома из ветви потомков Кристиана I.

Кристианийский диалект был основан на речи жителей долины, в которой был основан город Кристианстад, при этом учитывались и черты других диалектов, так что Кристианстадское таге и Кристе не соответствовали друг другу изначально, но позже, с ростом города и иммиграции в город местное таге вымерло, уступив место диалекту. В последующем город рос еще больше, включая в себя соседние поселения, где местные таге также проигрывали региональному диалекту.

Отличительная черта кристианийского диалекта — его архичность. Создатели постарались включить в него нормы, которые на востоке вымерли, и в целом стирались повсеместно. В кристе сохранилась древняя падежная система (точнее её остатки), двухродовая система существительного. В отличие от империала (в котором в безударном конце слова возможна только одна гласная — шва), в кристе в безударном окончании возможен полный набор гласных фонем (что и позволило сохранить морфологию).

В целом, кристе — диалект средней степени радикальности-архаичности: есть и более, и менее архаичные таге в самой Кристиании. К примеру, западнее Кристианстада прилагательное согласуется с существительным и сохранились спряжения и склонения, а при движении на восток число падежей неуклонно сокращается.

Диалект Кириккурдьязе Править

Самоназвание диалекта — Куре.

Изначально Империал был близок тому, на чем говорили на востоке. И во время полемики о языковой реформе, когда запад назвал себя Кристианией, восток в отместку принял имя Кириккурдьязе — «страны кирикийского сердца». Изначально Кириккурдьязе защищал единство государственного языка, отвергая проект реформы. Император Карл склонялся в сторону востока, так как сам говорил по-кирикийски очень плохо. Но с реформой Империала, при Кристиане I, уже восток лишился своего статуса как говорящего «правильно», чиновники стали в одночасье безграмотными манкуртами. Тогда был образован Языковой совет Карлова университета, закрепивший нормы старого империала в так называемом диалекте Кириккурдьязе, и вставший на защиту очень влиятельной элиты востока империи.

Так что фактически этот диалект — дореформенный Империал.

На керте правильно говорить со звуком шва на конце и писать е. Но слово dyaze/dyaza является не исконно кертским, а заимствованием из анихавского языка, в котором было diazza. Поэтому поэтично жители Кириккурдьязе называют свой регион дьяза.

Диалект Балент Править

Самоназвание диалекта — Бале.

Балент суммарно не набирает и десятой части общего числа кирикийцев, тем не менее, в отличие от Куре и Кристе, он более един и менее раздроблен.

Он возник еще до «языковой войны» востока с западом — во время объединения Кирикии Карл I подписал Балентское соглашение с лидерами Балента, по которому за Балентом были закреплены широкие права самоуправления, в том числе и в языковой сфере (там тоже были не в восторге от языка самого императора). В итоге юридически Балент фактически первый диалект керта, возникший раньше реформ Империала.

Балент регулируется Языковым советом Балентского кемиррията. Совет следит за тем, чтобы словарь и грамматика диалекта были максимально близки к Империалу.

Особенность Балента:

  • Наличие носовых гласных.
  • Единство — весь диалект делится только на южный (произносит конечное е) и северный (не произносит) таге.

Диалект Севера Править

В Северном генерал-губернаторстве сложилась уникальная для империи ситуация. Дело в том, что заселяли регион жители со всех концов империи, а также множество иностранцев. Заселение не происходило небольшими группами — правительство следило за тем, чтобы люди из разных мест селились максимально перемешанно. Так и получилось, что единственным языком, на котором новообретенные соседи могли говорить друг с другом, был империал. Он и стал языком Севера. Естественно, что в регионе с такой высокой мобильностью таге — мелкие говоры, не прижились и не выжили. А так как субстрата не было (север был до этого безлюдной пустыней), местный язык был монолитным.

В итоге Север — единственный регион, в котором родным языком населения является не диалект или таге, а именно национальный литературный язык.

Тем не менее, есть кое-какие отличия в произношении. К примеру, сочетание оа на севере произносится как дифтонг «оа» (как в Кристиании), а не «уа» (как «надо»). Есть также различия в лексике — в основном, регионализмы.

Лингвисты не считают, что эти различия слишком уж отличают северную речь от империала, в этом есть и политический резон — хоть один регион в стране говорит на одном языке со столицей.

Зона Шва Править

Зона шва (E-zone) — это принятое общее название сплошой территории, где местные жители произносят на месте пракирикийских безударных конечных гласных звук шва. Зона шва проходит сквозь всю страну с запада на восток по южной ее части и ограничена на юге морским побережьем, а на севере (географически это центр страны) — Гресскими горам. Примечательно, что зона шва проходит через три исторических региона — все диалекты (это юго-восток Кристиании, юг Балента — собственно это и есть балентское южное наречие и кусочек западной Кириккурдьязе).

Географически на зоне шва расположена и столица.

Алфавит Править

Керт использует стандартный латинский алфавит из 26 букв:

ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

Буква a' (или à) используется только в одном случае — в краткой форме множественного числа существительных с артиклем. Она означает неударный краткий звук [а] в конце слова и служит для различения этой формы от причастий прошедшего времени, где звук стоит долгий [а:]. Например, lusà ['ly:sa] «лампы» — lusa [ly'sa:] «светивший».

Фонология Править

Правила чтения Править

В правилах чтения нет исключений. Главные сложности — сочетания букв.

Чтение букв:

A [а:], [а]; [о] перед r, n, m, l
B [b]
C [ts]
D [d]; [ð] в конце слов
E [e]; [æ:] и [æ] перед r, n, m, l; [ə] в послеударных (заударных) слогах
F [f]
G [g]
H [h]
I [i:], [i]
J [Ʒ] русское ж
K [k]
L [l]
M [m]
N [n]
O [o:], [o]
P [p]
Q [kw]
R [r]
S [s]
T [t]
U [y:], [y]
V [v]
W [w]
X [ɕ] похоже на русское щ.
Y [j]
Z [z]

Чтение буквосочетаний:

au [æu]
ei [æi]
eu [øy] или [ø:]
ie [iə] похоже на русское иэ
ng [ŋ]
nn [n:]
mm [m:]
kk [k:]
ff [f:]
tt [t:]
ds [s:]
rs [ʃ:] долгое ш
oa [wa]
ou [u:], [u]
kv [kv]

Слова не могут заканчиваться сочетаниями согласных, после них всегда должен следовать звук шва.

Долгота гласных Править

Гласные могут быть долгие и краткие. Долгота гласного звука зависит от закрытости-открытости слога и долготы согласного звука этого слога.

Правила:

  1. Если слог открыт, т.е. оканчивается гласной, гласная — долгая: а tale [a'ta:lə] — «говорить».
  2. Если слог закрыт, т.е. оканчивается согласной — гласный звук краток: а mid [а'mið] — «между». (Примечание: Стечения нескольких согласных всегда распределяются между слогами, таким образом закрывая слог. Например, tanke ['ton-kə] — «танк».
  3. Если в открытом слоге есть долгая согласная, гласная в этом слоге является краткой: nikke ['nik:ə] — «не».
  4. Правило закрытого слога не касается, естественно, долгих самих по себе дифтонгов.

Таким образом, в ударном слоге, как правило, есть либо долгая гласная, либо долгая согласная фонема.

Ударение Править

В собственно кертских словах ударным слогом почти всегда является первый долгий (т.е., содержащий либо долгую гласную, либо долгую согласную) слог корня . Ударение обычно не падает на гласные, стоящие в конце слов. Исключениями являются слова, состоящие из нескольких корней — в них ударение падает на главный смысловой корень — а это как раз последний корень. Некоторое количество слов, оканчивающихся на дифтонги и долгие гласные, имеет ударение на последнем слоге.

Например, лист дерева — dino «лист дерева» (o — лист, din — дерево) — [din'o:].

Единственное исключение из правила — причастие прошедшего времени.

В заимствованиях ударение всегда на последнем слоге.

Традиция ставить ударение на последний слог (если это не шва) пошла от дореформенного Империала. Он основывался на самых креолизированных говорах, ставших ядром независимой Кирикии — это и есть Кириккурдьязе. Помимо всего, кириккурдьязовские говоры самые упрощенные с точки зрения фонетики — в них, в частности, ударение во всех вообще словах перешло на последний слог. Поэтому, во время реформы Империала, правило ударения на последнем слоге осталось для заимствований. Это коснулось культурной лексики.

Грамматика Править

Существительные Править

Существительное в кертском языке изменяется по числам (единственное и множественное), падежам (именительный и родительный) и может иметь суффигированный определенный артикль.

Множественное число Править

Множественное число образуется прибавлением окончания -er после согласного и -r — после гласного.

  • oppeopper (конь → кони)
  • rudruder (рука → ру́ки)

Родительный падеж Править

Родительный падеж образуется прибавлением окончания -s после показателей множественного числа и артикля.

  • rud emmes (рука человека)

Порядок слов в этом случае совпадает с русским.

Артикль Править

В Керте есть только определенный артикль, который образуется прибавлением окончания -n после гласной и -en после согласной.

  • ruden (определенная рука)
  • emmen (определенный человек)

Форма множественного числа с определенным артиклем многолика:

  • opperen = opperne = oppene = oppa' (кони)

Прилагательные Править

Сравнительная степень прилагательных образуется с помощью суффикса -de или слова paude «более»:

  • «зеленее»: dunde = paude dun

Превосходная степень прилагательных образуется с помощью суффикса -edse или слова paudse «самый»:

  • «самый зеленый»: dunedse = paudse dun

Наречия Править

Наречия часто совпадают по форме с прилагательными.

  • At er ere — «ты плохой».
  • Er ere pre mei — «мне плохо» (дословно: «есть плохо для меня»)

Производные образуются от других частей речи присоединением суффикса -ffe (-effe)

  • nideffe («по-нашему»)

Степени сравнения совпадают со степенями прилагательных.

Глагол Править

Инфинитив Править

Как часть речи, употребляется с частицей а.

  • ei fikker a kvis — «я хочу увидеть»

Настоящее время Править

Образуется при помощи суффикса -er (-r).

  • Ei viser dei — «Я вижу тебя»

Перфект Править

Обозначает совершенное действие, результат которого «налицо».

Образуется при помощи глагола har и основного глагола в форме перфектного причастия (с суффиксом -n/-en).

  • Ei har stan — «Я встал»

Прошедшее время Править

Обозначает действие в прошлом.

После глухих согласных или d прибавляется окончание -t («видел» — kvist), в остальных случаях — -dt («хотел» — fikkedt, «вставал» — stadt).

Будущее Править

Действие в будущем образуется при помощи глагола «быть» в форме будущего времени — voare.

  • Amoud dette voare a xoave — «Завтра будет дождить»

Спряжение глагола-связки «есть» Править

  • vare (инф.)
  • er (наст. вр.)
  • vadt (пр. вр.)
  • voare (буд. вр.)

Причастия Править

Причастия настоящего времени образуются с помощью суффикса -nde/-ende:

  • fikkende — «хотящий»

Причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -a (всегда ударный суффикс. Это единственный ударный суффикс в кертской морфологии):

  • fikkа — «хотевший» (когда-то)

Перфектные причастия образуются с помощью суффикса -n/-en:

  • fikken — «захотевший» (только что)

Если возникает потребность в причастии будущего времени, используется составная форма: voande + глагол.

Местоимения Править

Личные местоимения Править

Именительный падеж Косвенный падеж
Я ei (краткая форма: e') mei
Ты at ('t) dei
Мы nid nim
Вы id im
Он den dem
Они der derem

Местоимения третьего лица производны от указательного местоимения de («этот»), с прибавлением показателей определенного артикля или множественного числа.

Мыстоимение Id («вы») используется при вежливом обращении — также как и в русском языке.

Притяжательные местоимения Править

Мой mitte ['mit:ǝ]
Твой ditte ['dit:ǝ]
Наш nids ['nis:]
Ваш ids ['is:]
Его dens ['dæns]
Их ders ['dæʃ:]

Числительные Править

Количественные числительные Править

1iy
2tyo
3tra
4kverte
5kvende
6heixe
7heide
8aude
9neude
10dix
11dixiy
12dixtyo
13dixtra
20tyodix
21tyodixiy
22tyodixtyo
23tyodixtra
30tradix
40kvertedix
100xeuste
149xeustekverteneun
1000tisten
1000000milyon

Порядковые числительные Править

Порядковые числительные образуются при помощи суффикса -o, который перетягивает на себя ударение.

Так как числительное «2» и так имеет окончание , «второй» на керте — tyou, или англицизм sekande.

Коллективные числительные Править

С «универсальным» предлогом образуются такие формы, как:

  • «по двое», «вдвоем» — a tyo
  • «по сто» — a xeuste

Отрицание и подтверждение Править

Отрицание при всех частях речи — nikke («не»), которое ставится после слова.

  • «Да» — Ya, Koun
  • «Нет» — Nei
  • «Ну» (слово-паразит) — Nan

Союзы Править

  • «и» — ye
  • «или» — ou
  • «напротив», «но» — inkveik (может употребляться в любом месте предложения)
  • «но» — kvige

Синтаксис Править

Порядок слов в предложении:

1. Повествовательное: подлежащее-сказуемое-дополнение.

  • Oppe kveur tran say. — «Лошадь идет через поле»

2. Вопросительное: сказуемое-подлежащее-дополнение.

  • Kveur oppe tran say? — «Идет ли лошадь через поле?»

3. С логическим ударением на слово: в начале предложения ставится указательное местоимение det, затем нужное слово.

  • Det oppe kveur tran say. — «Это именно лошадь идет через поле.»
  • Det tran say oppe kveur. — «Это именно через поле идет та лошадь.»

Предлоги Править

  • a — у, в, на, по, к, при (универсальный предлог, обозначает нахождение где-либо, но без нахождения внутри этого)
  • a fronte — перед
  • a mid — между
  • a na — на (направление)
  • au — от
  • au i — из
  • i — в
  • inde — без
  • me — с
  • pa — о
  • pra — до
  • pra — для, по, о, за (за кого-либо)
  • tran — через

Например:

  • Я живу в городе (если говорится о проживании в городе вообще) — Ei seuger a sitad
  • Я живу в городе (если говорится о каком-либо определенном городе) — Ei seuger i sitad

Словарный состав Править

Большинство заимствований пришло из английского. В некоторых диалектах на востоке заимствования проникли так глубоко, что заместили собой коренную лексику.

Список Сводеша Править

  1. я — ei
  2. ты — at
  3. он — den
  4. мы — nid
  5. вы (мн. число) — id
  6. они — der
  7. этот, эта, это (максимально ближний предмет) — de
  8. тот, та, то (максимально удалённый предмет) — dette
  9. здесь, тут (максимально близко) — deun
  10. там (максимально далеко) — detteun
  11. кто — kvod
  12. что — kvam
  13. где — kveun
  14. когда — kveine
  15. как — kvi
  16. не — nikke
  17. всё (на свете); также допускается «все (люди)» (all) — ouden
  18. много (большое количество) — pau
  19. несколько, немного (среднее количество) (some) — enine
  20. мало (малое количество) — lefte
  21. другой (человек), другие (люди) — atta
  22. один — iy
  23. два – tyo
  24. три – tra
  25. четыре — kverte
  26. пять — kvende
  27. большой (дом, предмет) — ulde
  28. длинный (предмет) — menge
  29. широкий — stoud
  30. толстый (предмет) — staude
  31. тяжёлый – dremme
  32. маленький — smo
  33. короткий — xorte
  34. узкий — xaude
  35. тонкий (предмет) — xoud
  36. женщина – femelle, nare
  37. мужчина — ture
  38. человек — tan
  39. ребёнок — nad
  40. жена — naud
  41. муж — teud
  42. мать — mau
  43. отец — kau
  44. зверь (дикое животное) – animal, sugne
  45. рыба — kviste
  46. птица — fugne
  47. собака — baune
  48. вошь — hetxusne
  49. змея — sneike
  50. червяк (дождевой червь) — naune
  51. дерево — din
  52. лес — dange
  53. палка («ударил палкой») — tro
  54. плод (фрукт) — frud
  55. семя (растения) — seimen
  56. лист (дерева) — dino
  57. корень (растения) — inste
  58. кора (дерева) — nerne
  59. цветок — neste
  60. трава — hil
  61. верёвка — belso
  62. кожа — ner
  63. мясо — xem
  64. кровь — xoud
  65. кость — inge
  66. жир (животный) — olte
  67. яйцо — ouy
  68. рог — rin
  69. хвост — agau
  70. перо (птицы) — fugnehit
  71. волос(ы) — het
  72. голова — keide
  73. ухо — louk
  74. глаз — au
  75. нос — knud
  76. рот — telle
  77. зуб — rap
  78. язык — tange
  79. ноготь — fangele
  80. нога (стопа) — spoanudre
  81. нога (от стопы до бедра) — spoa
  82. колено — gulbe
  83. рука (кисть) — rud
  84. крыло — fage
  85. живот (от пупка до промежности) — sagenudre
  86. кишки (внутренности) — kukle
  87. шея — mange
  88. спина — adne
  89. грудь — kveixe
  90. сердце — ban
  91. печень — pirste
  92. пить (воду) — deige
  93. есть (кушать) — menge
  94. кусать (зубами); грызть — rap
  95. сосать — sudse
  96. плевать — glulle
  97. рвать, блевать — erglulle
  98. дуть (о ветре); отдельно допустимо также «дуть на свечу» — hou
  99. дышать — ousme
  100. смеяться — heihe

Примеры Править

At kan nikke a praha Rousye,
Me praoudli arxin a fleg nikke.
Den har spesyal vareten,
At kan a Rousye iyli a skeugen.

F.I. Tyuttxev

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Ф.И. Тютчев